Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку cookie-файлов в целях лучшего функционирования сайта.
Политика конфиденциальности
Да, я согласен
Close
Отпечаток сознания
Вот и подошла к концу ООДИ 2020. Сейчас, в соц. сетях, в основном, есть заметки только о второй половине дня. Но самое «вкусное» - работа на пленарах и в организационных группах оставалась за кадром. И вот, наконец-то, пришло время поделиться с вами, читателями, результатами нашей содержательной работы. Но не всё сразу.
Начнём с очень важного для нашешкольников инструмента - "ментальной карты" - который на этой ООДИ открылся по-новому.

Вообще (если очень просто), ментальная карта - это способ фиксации чего-либо (например, таблица, схема, тезис или план). Чаще всего она выглядит как разбросанные по листку круги, в которых есть какой-то текст или схема, и между этими кругами нарисованы линии, которые их соединяют (но в каждой карте круги расположены по-своему и связи тоже). Чем же так особенна эта ментальная карта?

Во-первых, в ней можно фиксировать всё: и способы работы, и ситуации, и тему работы, и свои вопросы. И свобода есть не только в том, ЧТО поместить в ментальную карту, но и в том, КАК это расположить между собой. Карта может выглядеть как своеобразное древо с главным понятием в центре и различными ответвлениями от него; может как линия времени, где один элемент следует за другим; может как несколько уровней и ещё много как.
Но это не значит, что ментальная карта - это хаос, в ней всё равно должен быть какой-то предмет (будь то работа в группе, какое-то понятие или событие). И конечно, в карте должна быть своя структура: нельзя смешивать «котлеты и гвозди». Если в одном круге ты обозначил способ работы, а в другом какой-то свой вопрос, то обязательно нужно показать (цветом, расположением), что это разное.

Что человек поместит в свою ментальную карту и как это будет располагать - зависит от предмета, темы, но в большинстве своём от самого автора, его хода мыслей. А у всех он разный, поэтому не бывает двух одинаковых ментальных карт.
Да зачем далеко ходить, вот живой пример. В группе «метапредмет» на второй день Валерий Анатольевич попросил ребят (по группам) зафиксировать вчерашнюю работу в виде ментальной карты . У групп они получились абсолютно не похожие друг на друга. Для одной группы было важно отобразить способ работы, для другой логику, как одна мысль вытекала из предыдущей, третьи же обозначали вроде то же содержание, но только не в тезисах, а в схемах. В общем, как говорится, покажи мне свою ментальную карту - и я скажу, как ты мыслишь.

Кстати, с помощью карты памяти можно составлять общую картину движения группы: каждый участник накидывает свои элементы, и из этого, как пазл, составляется общая ментальная карта. Это, например, сделала на пленаре 3-го марта группа «Знак». А группа «метапредмет» проделывала такую работу самостоятельно, не вынося на пленар.

Ещё один важный момент в составлении ментальной карты - установление связей между элементами. И часто именно на этом этапе получается увидеть то, что не видел раньше, что оказывается, разные элементы связывает одно и то же понятие, способ, человек или тема, или какой-то элемент является для другого целым или его частью.


О ментальной карте можно рассказывать ещё долго, но мы, пожалуй, на этом остановимся. Пользуйтесь этим универсальным средством, дорогие читатели!

Медиацентр ООДИ ЗРС: Дорошкова Кира (ученица ОК «Наша Школа»)
Made on
Tilda